Оглавление
90

V. Абу Исхак аль-Исфарани (ум. в 418/1027); Абу Джафар ас-Симнани (ум. 444/1052); Ибн Фурэк (ум. 400/1015), - Этих и вышеперечисленных ученых, живших и писавших свои произведения до Имама аль-Газали, относят к первому периоду (старому). Их называют "Кудема" или "Мутакаддимин". Имам Ибни Асакир (ум. 571/1176) в своей книге "Тэбйину кизбы-ль-муфтари…" дает пространную информацию об этих ученых и их произведениях.

VI. Имам аль-Газали (Абу Хамид Мухаммад б. Мухаммад; ум. в 505/1111)

1. "Аль-Иктисад фи-ль-итикад";

2. "Каваиду-ль-акаид" (первая часть его "Ихья…");

3. "Тэхафиту-ль-фаласифа"; 4. "Ар-Рисалату-ль-кудсиййа фи каваиди-ль-акаид".

Нижеследующих ученых-богословов, живших и писавших свои труды
после Имама аль-Газали, называют "Мутеаххирин".

I. Имам аш-Шихристани (Абу-ль-Фатх Мухаммад б. Абд-ул-Карим; ум. в 548/1153):
1. "Нихайату-ль-икдам фи ильми-ль-калам" – (Лондон, 1934);
2. "Аль-Милал ва-н-Нихал" – (История религиозных школ. Каир, 1381/1961).

II. Фахруддин ар-Рази (Мухаммад б. Умар; ум. в 606/1209):
1. "Мухассалу афкари-ль-Мутакаддимин ва-ль-Мутеаххирин мине-ль-Улама ва-ль-Хукама ва-ль-Мутакалимин" – (Каир, 1323/1905);
2. "Меалиму-д-дин" – Напечатан на краях страниц предыдущей книги "Мухассалу…";
3. "Аль-Арбаин фи усули-д-дин" – (Хайдарабад, 1353/1934);
4. "Аль-Мэбахису-ль-машрикиййа" – (Хинд, 1343/1924);
5. "Итикадату фираки-ль-муслимин ва-ль-мюшрикин" – (Каир, 1938);
6. "Мэфатиху-ль-гайб" – книга по тафсиру, но ее относят также и к вероучению.
(IAA, VIII: 273).

III. Имам аль-Амиди (Али б. Мухаммад; Абу-ль-Хасан; Сайфуддин; ум в 631/1233):
"Абкар-уль-эфкар". (IAA, VIII: 116).

IV. Имам Кады аль-Байдави (Абдуллах б. Умар б. Мухаммад б. Али; Абу-ль Хайр; Насируддин; ум. в 685/1286, да будет милостив к нему Аллах): - 

"Тэвали-уль-анвар". Напечатан в Стамбуле вместе с "Мэталиу-ль-энзар" (комментарии Шамсуддина Исфахани) на краях комментарий к книге "Мэвакиф". (IAA, VIII: 125-132).

V. Адудуддин аль-Иджи (ум. 756/1355):

1. "Мэвакиф фи ильми-ль-калам" – Это произведение печаталось неоднократно вместе с комментариями к ней Имама ад-Джурджани и до сих пор используется в качестве учебного пособия в Азхаре и учебных заведениях Туниса. ("Шарху-ль-мэвакиф", Стамбул 1311/1893).
2. "Акаид-и Адудиййа" – И это произведение многократно печаталось вместе с комментариями к ней Джалаладдина ад-Дэввани (ум. 907/1301).
3. "Джавахиру-ль-калам".

VI. Са'дуддин ат-Тафтазани (Масуд б. Умар; ум. 797/1395):
1. "Шарх-уль-Акаид" – Известное богословское произведение. Первые издания: Калькутта – 1828; Дели – 1870; Лекнов – 1876; Джавнпур – 1903; Каир – 1879.
Существует много произведений с комментариями к этой книге. Кятип Челеби в своем "Мэвдуат ул-улум"е упоминает около 50-ти названий. Одна из наиболее известных: "Хашия аляа Шархи-ль-Акаиди-н-Нэсефийа" – имама ас-Сиялкути (Абд-ул-Хаким б. Шамсаддин М.; ум. 1067/1656).
2. "Тахзиб-уль-мантык ва-ль-калам" – Книга о логике и вероучении. (Калькутта, 1243/1827).

VII. Саййид Шариф аль-Джурджани (ум. 816/1413):
1. "Шарху-ль-Мэвакиф" – Комментарии к книге "Мэвакиф фи ильми-ль-калам" имама Иджи. Пользуется большим вниманием ученых.
2. "Хашийа-и Таджрид".

VIII. Лэкани (Ибрахим б. Лэкани аль-Малики; ум. 1041/1631):  

90