Оглавление
87

24. Мусульманину также необходимо верить в то, что наиболее приближенные к Аллаху Праведники (Аулийа) Могут по воле Аллаха Проявлять Чудесные Способности (Карамат). Мусульманин, Не верующий в эти качества Аулийа, дарованные им Всевышним Аллахом, становится сторонником Нововведений (Бид’ат) и отходит от пути Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а.
(IAA, IV: 121-123).

Основополагающие Книги по вероучению мазхаба Матуриди

1. Имам Абу Мансур аль-Матуриди

(Мухаммад б. Мухаммад б. Махмуд; умер в 333/944 г. в Самарканде):

1) "Китабу-т-таухид". Это произведение имама указывалось во многих источниках, но местонахождение подлинника долгое время было неизвестно. Йусуф Зийа Йорукан издал два текста, предположительно имама аль-Матуриди. Тексты были напечатаны в 1953-м году в издании Анкарского университета "Журнал Факультета Иляхийат" под названиями "Китабу-т-Таухид" и "Рисалатун фи-ль-акаид".
Для разъяснения данного вопроса, Мухаммад Танджи выделил из книги "ат-Табсира'" Эбу Муина ан-Нэсефи фрагменты, относящиеся к имаму аль-Матуриди, и издал их в том же журнале в 1955-м году. Ранее Фетхуллахом Хулейфом были найдены рукописи "Китабу-т-таухид"а в Кембридже, на которое и опиралось вышеуказанное издание.

2) "Тэ'виляту Ахлю-с-Сунна" или по другому " Тэ'виляту-ль-Матуридиййа фи бэйани усули Ахлю-с--Сунна уа усули-т-Таухид". Эта работа имама относится к тафсиру Корана, в которой даются толкования айатов, относящихся к вероучению. Об этой работе имама восторженно отзывается Эбу Муин в книге "Табсира'…" и Кятиб Челеби в книге "Кешф-уз-зюнун". Тем не менее, этот трактат до сих пор еще не издан, и знания доходят до читателя через труды последователей имама Аль-Матуриди, о которых будет сказано ниже.

4) "Бэйану вэхми-ль-Мутазила"; 

5) "Рэдду усули-ль-хамсэ" - эти трактаты являются опровержением выводов ученого-мутазилита Абу Мухаммада ал-Балхи.

6) "Рэдду Эваили-ль-Эдилла";

7) "Рэдду тахзиби-ль-джедель"; 

8. "Рэдду ваиду-ль-фуссак" – опровержения работ другого мутазилита – Ка'би.

9) "Рэдду китаби-ль-имамэ" – является опровержением работ Рафидитов и Карамитов.

В Энциклопедии Исламских Ученых (IAA – IV: 202) приводятся следующий список р4абот Имама Матуриди:

1) "Китабу-т-таухид".

2) "Тэ’вилят-уль-Куран" – по толкованию Корана.

3) "Рэдду Эваили-ль-Эдилла лиль Ка’би ва Бэйану вэхми-ль-Мутазила";

4) "Рэдду аляа усули-ль-Карамита" – опровержение Карамитов

5) "Рэдду китаб-уль-имамэ ли Ба’зир-Ревафиза" – опровержение противников Сахабов.

6) "Китаб-уль-Макалат фи-ль-калам" книга по богословию.

7) "Мэхаз-уш-Шариййа" – книга по религиозному праву (Фикху).

8) "Китаб-уль-Джэдель" – книга по Основам Фикха (Усюль). Кроме перечисленных, сказано в энциклопедии, Имаму принадлежат и другие работы.

2. Хаким ас-Самарканди (Абу-ль-Касым Исхак б. Мухаммад; ум. 343/953):
"Эс-Сэваду-ль-А'зам". Эта книга ученика Имама аль-Матуриди была издана в Стамбуле на 220-ти страницах вместе с комментариями, в издательстве "Даруссаадет, Ахтер матбаасы" без указания года издания. В книге рассмотрены 62 вопроса. (IAA – 4: 120).

3. ан-Нэсефи (Абу Муин; Маин; 418/1027-508/1114)
(Мэймун б. Мухаммад б. Мухаммад. б. Му'темид б. Мекхул аль-Мекхули Абу Муин ан-Нэсефи):
1) "Тэбсирату-ль-эдилла". Эта работа считается среди ученых самой обширной и наиболее значительной после работ имама аль-Матуриди. Фетхуллах Хулейф сообщал, что собирается эту работу издавать, но она так до сих пор не издана.
2) "Ат-Тэмхид ли-кава-ид-ит-таухид".
3) "Бахр-уль-калам фи акаид-и ахл-иль-Ислам". (IAA–VII: 147).

4. Нуреддин ас-Сабуни (Ахмад б. Махмуд б. Абу Бакр; ум. 580/1184 г. в Бухаре):
1) "Аль-Кифайа фи-ль-Хидайа" – работа не издана.
2) "Китабу-ль-Бидайа мине-ль-Кифайа фи-ль-Хидайа фи усули-д-Дин". Книга издана в Египте в 1969-м г. Фетхуллахом Хулейфом, затем издана Бекиром Ташкопурзаде в Анкаре в 1979-м г., вместе с турецким переводом. Это издание имело несколько названий: "Телхису-ль-кифайа"; "Аль-Бидайа фи усули-д-дин" или коротко "Мухтасару-ль-Хидайа". 

87