Оглавление
84

фарды, может служить причиной потери Веры и вечным наказанием в Аду.

Рассуждения о правомочности халифата первых халифов, не являются теми знаниями, которые составляют Основы Веры. Мы верим, что правомочность занятия должности халифа соответствует тому порядку, по которому занимали эту должность и правили первые Четыре Праведных Халифа.

Мы верим, что соблюдение траура по умершему не соответствует предписаниям нашей религии. Огорчаться по умершему – это одно, а соблюдать траур – другое. Сказано в хадисе: “Есть две вещи, которые могут привести к неверию. Первое, - когда ругают чей-либо род, а второе – это соблюдение траура по умершему”. [Муслим].

Для муджтахидов существует Четыре Источника религиозных знаний: Коран, Сунна, Иджма (согласованное мнение муджтахидов первых трех поколений) и Кыяс (сопоставление аналогий). Источниками знаний для обычных мусульман являются фетвы муджтахидов. Если какой-либо современный муфтий будет давать фетвы, не соответствующие иджтихаду ни одного из муджтахидов сохранившихся до нашего времени 4-х религиозно-правовых школ – мазхабов, то и фетвами они не будут считаться.

В книге «Ас-Савад-уль-А’зам» имама аль-Хакима ас-Самарканди59 рассмотрено 61 положение, составляющие Основу Вероучения Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а. Приводя в качестве эпиграфа известное высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о 73-х направлениях Ислама, имам пишет, что для того, чтобы быть причисленным к общине Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, мусульманин должен принять сердцем 61 положение вероучения. Мы приводим здесь лишь некоторые из них:

1. Вопрос о Собственной Вере.

Мусульманин не должен сомневаться в том, что он - Верующий (Му’мин). Так как сказано в Коране: “Верующие – только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, потом не испытывали сомнений и боролись своими имуществами и своими душами на пути Аллаха. Они – искренние”. (49: 15). 

2. О Грехе. 

Верующий, являющийся Грешником, остается Верующим (Му’мин) до тех пор, пока не станет утверждать, что совершенные им действия не являются грехом. Если кто-либо, будучи мусульманином, назовет другого мусульманина кяфиром (Неверующим), то сам становится кяфиром.

3. О Добре и Зле. 

Добро и Зло появляется лишь в том случае, если они Предопределены (Такдир) Всевышним Аллахом. Это положение является Шестым Условием Веры и было высказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха).60

4. О Не Сотворенности Корана. 

Священный Коран не является творением (махлюк) так как настоящий смысл Корана является Словом Аллаха. Тот, кто утверждает, что Коран сотворен, впадает в куфр (неверие). Сказано в хадисе:

“Придет для моей уммы такое время, когда некоторые будут говорить, что Коран является творением (махлюк). Если кто-либо доживет до того времени, пусть не вступают с ними в словесную перебранку и не общается с ними, так как они своим утверждением входят в куфр против Аллаха. Они не смогут войти в Рай, не почувствуют его запаха”. [«Ас-Савад-уль-А’зам»].

5. О Мучениях в Могиле. 

Мусульманин должен верить, что мучения в могиле действительно существуют. Сказано в хадисах: “Могила может быть или одним из райских садов, или же одной из огненных ям”.61

“Того, кто будет каждую ночь читать суру 67 - “Мульк”, Всевышний Аллах отдалит от мучений в могиле”. [Байхаки, Ша’рани]. 

_________________

59 аль-Хаким ас-Самарканди (Абу-ль-Касым; Исхак б. Мухаммад б. Исмаил б. Ибрахим б. Зэйд; Умер в 342/953). Ученик Имама аль-Матуриди. Учился хадисам у Абдуллаха б. Сахла и Амра б. Асима аль-Марвази и стал передатчиком от них. У аль-Хакима учился и передавал от него хадисы Абд-уль-Карим б. Мухаммад аль-Факих ас-Самарканди.Является автором различных произведений. Наиболее известной его работой ученые считают произведение «Ар-Радда аляа асхаб-иль-хева аль-мусамма Китаб ас-савад-аль-а’зам аляа мазхаб аль-Имам аль-А’зам Абу Ханифа», более известное под кратким названием «Ас-Савад-уль-А’зам». (IAA, IV: 120-123)
60 Хадис приведен у Муслима, Абу Дауда, Тирмизи, Насаи.
61 Хадис приведен у Тирмизи «Къыйамат-26».

84