Оглавление
76

МАЗХАБЫ СУННИТОВ ПО ВЕРОУЧЕНИЮ

Как было сказано в предыдущей части, кроме 4-х школ по религиозному праву, у Приверженцев Сунны существуют 2 школы по Вероучению. Как правило, последователи мазхаба Ханафи в вопросах вероучения придерживаются школы богословия Имама аль-Матуриди, а последователи мазхабов Малики, Шафии и Ханбали – школы Имама аль-А'шари (да будет милостив к ним Аллах), хотя, конечно, бывают и исключения.

Эти две школы по Вероучению имеют несущественные различия в понимании муджтахидами одних и тех же теоретических вопросов. Обе школы богословия опираются на единые Основы Веры и представляют собой единый путь 4-х богословско-правовых школ - путь Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а. Приверженцы Сунны следуют в Вероучении выводам муджтахидов одного из этих двух школ.
Здесь вы найдете высказывания ученых по вопросам: 

Что есть Тафсир? 

Какие бывают толкования Корана? 

Можно ли изучить религию самостоятельно по тафсирам и хадисам? 

Общие Положения Вероучения Суннитов

БисмильЛяhи-р-Рахмани-р-Рахим!             Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Абу Хамид Мухаммад аль-Газали51 (да будет милостив к нему Аллах), в своей книге "Кимья-и са'адат" пишет: "Мусульманину прежде всего необходимо знать и верить в основу единобожия – Ла иляха илля-л-Лах, Мухаммаду-р-расулю-л-Лах – Нет никакого божества кроме Аллаха и Мухаммад Его посланник. Вера в единство Всевышнего Аллаха называется ЕДИНОБОЖИЕ – "АТ-ТАУХИД". Мусульманину достаточно верить, не сомневаясь, в основу Единобожия. Ему совсем не обязательно пускаться в поиски доказательств. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не обязывал своих соплеменников при принятии Ислама приводить доказательства своей веры. Он им предлагал верить в единство Аллаха, отбросив всякие сомнения. Поэтому, мусульманам вполне достаточно верить таким образом. В то же время, в каждом городе должно быть несколько ученых, которые могли бы разрешать сомнения, передавать знания по основам веры и религии, приводить доказательства и при необходимости, отвечать на нападки реформаторов, отступников, многобожников. Смысл Единобожия указан в Священном Коране. Эти знания Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), передал своим Сподвижникам в виде комментариев, разъяснений. Сподвижники, изучив эти толкования, передали следующему поколению ученых Ислама – ТАБИ'УНАМ.
Ученые – МУДЖТАХИДЫ, написавшие на этой основе книги и без изменений передававшие эти знания вплоть до наших дней, а также те, кто следует этим знаниям, называются – "АХЛЮ-С-СУННА ВА-ЛЬ-ДЖАМА'А" (ЛЮДИ СУННЫ И СОГЛАСИЯ).
Приверженцы Сунны разъясняют смысл Единобожия следующим образом:

Прежде, людей не было. Они были созданы. Существует их Создатель. Все сущее создано этим Создателем. Создатель всего сущего – Един! Нет у Него сотоварищей, и нет Ему подобия. Един! Второго нет, не было, и не будет. Создатель был всегда. Нет Ему начала и нет конца. Он вечен. Он ни в чем не нуждается. Все созданное Им нуждается в Нем. Он не материя, не тело. Он Неизмерим. Местонахождение Его - Неизвестно. Не существует ответа на вопрос: Каков Он? Что бы мы себе не представили в этот момент, - это не Он. Он не похож на что-либо, доступное нашему воображению. Все то, что укладывается в наше воображение, создано Им. Все созданное Им находится под Аршем.52 Арш создан Его силой, Его могуществом. Он над аршем. Но это не значит, что арш Его поддерживает. Существование арша зависит от Его воли и могущества. Каким Он был в бесконечном прошлом, до создания арша, таким же Он будет в бесконечном будущем.
Свойства и сущность Всевышнего Аллаха неповторимы, изначальны и вечны. Он свободен от всех недостатков, присущих Его творениям. Свойств этих 14 (четырнадцать).  

_______________

51 Имам аль-Газали - Абу Хамид Мухаммад бин Мухаммад аль-Газали ат-Туси (Худжджат-уль-Ислам; 450/1058-505/1111; да будет милостив к нему Аллах) - один из крупнейших ученых Ислама, муджтахид высокого уровня. Родился в Иране, в городе Тусе (ныне Машхад). Умер там же. Могила находится в местечке Таберан. Освоив древнегреческий и латинский языки, он на протяжении 3-х лет тщательно изучал в подлинниках философские произведения античных авторов. Затем написал книгу «Цели философов», раскрывающую их истинные цели. А в другом своем произведении под названием «Непоследовательность философов», выступил против античных авторов c опровержением их неверных, безбожных утверждений. Эти работы создали ему огромную популярность.
По утверждениям западных биографов, Имам аль-Газали – выдающийся философ. Но это их точка зрения. Сам аль-Газали выразил в свое время полное разочарование философией. После трудов по опровержению философии, он целиком отдался изучению Священного Корана, Сунны и книг ученых Ислама. В Исламском мире Имам аль-Газали - выдающийся муджтахид, последователь ученых общины Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а.
Настоящую известность имам получил благодаря своим многочисленным произведениям. Наиболее выдающимся его произведением считается «Ихйа-и Улум-ид-Дин» - «Возрождение Наук о Вере». Названия 400 работ имама даны в книге «Хазаин» Абу Исхака аш-Ширази.А
А Абу Исхак аш-Ширази - Ибрахим б. Али б. Йусуф; 393/1003-476/1083. Имам аш-Ширази является автором многочисленных произведений. Известная его работа - «Аль-Мухаззаб фи-ль-Музаххаб» – по выражению ученых, является очень ценным произведением по фикху мазхаба Шафии. Эту работу имама называют еще и «Аль-Мухаззаб фи-ль-фуру». («Кашф-уз-Зунун»).
52 Арш - Самое большое создание Аллаха. Находится выше Седьмого Неба и является концом материального и началом нематериального Мироздания. Если для намаза Киблой является Кааба, то для дуа Киблой является Арш. Поэтому, обращаясь с мольбой (дуа) к Аллаху субхана ва тааля, поднимаем кисти рук до уровня плеч, голову покорно опускаем вниз, а ладони обращаем вверх к Аршу. [ «Dini Terimler Sozlugu»- Enver Oren].

76