Оглавление
72

В книгах "Усул-и Хадис" египетского кадия Бадр-ад-Дина ибни Джамаа, "Хуляса" имама Таййиби и других книгах по основам хадисоведения сказано, что эта наука состоит из трех разделов, изучающих соответственно хадисы разделов: "Сахих", "Хасен", "Заиф".
В этих разделах рассматриваются хадисы 30-ти разновидностей. 

18 из них относятся к хадисам "Сахих" и "Хасен": Муснад, Муттасиль, Мерфу', Муа'на'ан, Му'аллак, Фэрд, Мэдредж, Мешхур, Гариб, Азиз, Мысхаф, Мусельсель, Зийадат-ус-сикат, аль-И'тибар биш-шевахид ва-ль-мутабеат, Мухталаф-уль-хадис, Насих, Мэнсух, Гариб-уль-Лафз, Фикх-ы иснад-ы али.

12 разновидностей имеют хадисы "Заиф": Мевкуф, Макту', Мурсаль, Мункати', Муаддал, Шазз, Мюнкер, Муалляль, Муделлес", Музтариб, Маклуб, Мевду'.

Наиболее известные книги по Основам Хадисоведения и их авторы (Усулу-ль-Хадис)

1. "аль-Мухаддис-уль-фасыл Бейне-р-Рави ва-ль-Ва'и"-
Абу М. аль-Хасан б. Абду-р-Рахман ар-Рамехурмузи (ум. 360/971).
2. "Ма'рифету Улум'иль-Хадис" - аль-Хаким Абу Абдуллах ан-Нэйсабури (405/1014).
3. "аль-Мустахрадж аляа Ма'рифату Улам'иль-Хадис" –
Абу Нуайм аль-Исфахани (430/1038).
4. "аль-Кифайа фи Ильми-р-Ривайа" – аль-Хатиб Абу Бакр аль-Багдади (463/1071).
5. "аль-Джами-ли Ахляк-ир-рави ва адаби-с-Сам' " –
аль-Хатиб Абу Бакр аль-Багдади (463/1071).
6. "аль-Ильма'иля Ма'рифату Усуль'ир-Ривайа ва Taкйыд'ис-Сема" –
аль-Кады Ийаз (544/1149).
7. "Ма ла Йесе'ул-Mухаддисе Джехлух" –
Абу Хафс Умар б. Абд-ул-Маджид аль-Майаджы (580/1184).
8. "Улум'ул-Хадис" (Мукаддимат-и Ибн Салах) –
Ибн Салах Абу Амр Осман б. Абду-р-Рахман аш-Шахризури (643/1245).
9. "ат-Такриб ва-т-Тейсир ли Марифату Сунан-иль- Башри-н-Назир" –
Мухйиддин Йахйа б. Шараф ан-Навави (676/1277).
10. "Ихтисару Улум-иль-Хадис"- аль-Хафиз Ибн-и Касир (774/1337).
11. "Нухбат-уль-Фикар фи Мусталахи Ахл-иль-Асар" –
Ибн-и Хаджар аль-Аскалани (852/1448).
12. "Тадриб-ур-Рави фи Шархи Такриби-н-Навави" –
Джалал-ад-Дин ас-Суюти (911/1505).
13. "аль-Махзумат-уль-Бэйкуни" – Умар б. Мухаммад аль-Бэйкуни (1080/1669).
14. "Каваид-ут-Тахдис" – Джамал-ад-Дин аль-Касими (1332/1914).
15. "Тавджих-ун-Назар иля Усули-ль-Асар" – Тахи аль-Джезаири (1338/1920).

РАЗНОВИДНОСТИ ХАДИСОВ

В книгах "Махзен-ул-улюм" и "Эше'ат-ул-леме'ат" приводится следующий список разновидностей хадисов:
1 – "Хадис-и Мурсаль" – Хадис, переданный одним из Табиунов без упоминания имени Сахаба (Сподвижника), ссылаясь на то, что так говорил Посланник (мир ему и благословение Аллаха).
2 – "Хадис-и Муснад" – Хадис, при передаче которого упоминается имя Сахаба, который слышал его от самого Благородного Посланника (мир ему и благословение Аллаха).
"Хадис-и Мюснад" бывает двух видов: "Муттасиль" и "Мункати".
3 – "Хадис-и Муснад-и муттасиль" – Хадис, передатчики которого вплоть до Посланника (мир ему и благословение Аллаха) являются надежными, проверенными людьми.
4 – "Хадис-и Муснад-и мункати" – Хадис, в числе передатчиков которого существуют один или несколько неизвестных лиц, кроме Сахаба.
5 – "Хадис-и Мевсуль" – Хадис из разряда "Хадис-и Муснад-и муттасиль", при передаче которого Сахаба сообщает: "Слышал я от Посланника (мир ему и благословение Аллаха)".
6 - "Хадис-и Мутаватир" – Хадис, в числе передатчиков которого существует большое количество Сахабов, передававших его от Посланника (мир ему и благословение Аллаха), а также много передатчиков следующих поколений, передававших этот хадис от Сахабов. Хадисы этого вида упоминаются во многих книгах и известны большому количеству людей. Подобным 

72