Оглавление
70

вопросе, то в обращении к Сунне необходимость отпадает.46 Об этом говорится и в хадисе от Муаза. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его, как он будет действовать в случае возникновения сложной ситуации, тот ответил, что обратится к Корану. И когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у него, что он будет делать, когда не найдет ответа в Коране, он сказал, что обратится к Сунне.47

Об этом же говорится и в сообщении от аш-Шатиби в «аль-Мувафакаат». В письме хазрата Умара к Кады Шурайху, халиф пишет: «Если ты найдешь решение вопроса в Книге Аллаха, то ни у кого больше ничего не спрашивай. Если же не найдешь открытого разъяснения в Книге Аллаха, то следуй Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)».

Подобных сообщений очень много. Все они говорят о том, что в случае, когда в айате Корана заложен скрытый смысл, то для выяснения обстоятельств надо обращаться к Сунне. Безусловно, это дело муджтахидов.

Виды Предписаний, указанные Сунной

При сопоставлении предписаний Сунны с предписаниями Корана, ученые сталкиваются с четырьмя видами сообщений.
Первый вид предписаний, - когда предписание Сунны целиком совпадает с предписанием Корана. В подобных случаях оказывается, что по одному и тому же вопросу есть сразу два ответа. Айат Корана является Источником, а Сунна – подтверждением.

Второй вид предписаний, - когда предписание, данного айата Корана, требует раскрытия его Сунной. Эти айаты, смысл которых затруднен для понимания, или в них заложено несколько смысловых значений, называются «муджмаль» или «мушкиль». 

Например, к айатам «мюджмаль» относится 43-й айат суры «Бакара»: «Исполняйте молитву и выплачивайте закяат». Как видно, здесь не говорится ни о количестве ракаатов, ни о времени исполнения молитвы, ни о нисабе, с которого выплачивается закяат, ни об имуществе, с которого оно выплачивается и т.п. Все эти уточнения мы можем найти только в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
К айатам «мюшкиль» относят айат 187 той же суры, где говорится о времени сахура, и о белой и черной нити.

Третий вид. К этому виду предписаний Сунны относят хадисы, которые, по мнению некоторых ученых, отменяют (нэсих) какое-либо предписание Корана. Для примера они приводят айат 180 суры «Бакара» в котором в переводе смысла говорится: "Пpeдпиcaнo вaм, кoгдa пpeдcтaнeт к кoмy-нибyдь из вac cмepть, ecли oн ocтaвляeт дoбpo, зaвeщaниe для poдитeлeй и близкиx пo oбычaю, кaк oбязaтeльcтвo для вepyющиx" (2: 180). Ученые считают, что этот айат отменен высказыванием Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который приводят Бухари и Абу Давуд, где в переводе смысла говорится: «Для наследников завещания нет».48

Четвертый вид предписаний, - когда Сунна предписывает мусульманам действия, о которых в Коране ничего не сказано. К ним относятся хадисы: о выделении шестой части наследства бабушке покойного; о выплате дийата (платы за кровь) за неумышленное убийство родственниками, или пособниками убийцы (Акилэ); о необходимости присутствия свидетелей при заключении брака (Никяха) и им подобные сообщения.

Если у кого-либо, после ознакомления с вышеизложенной информацией, возникает вопрос: «А как же быть с выражением «В Коране Аллах разъяснил все?», то можно ответить следующим образом. Да, Коран является Источником для разъяснения всего сущего, и то положение, что некоторые предписания заложены не в Коране, а в Сунне, - нет никаких противоречий. В Коране дается разъяснение Основных Предписаний, трактовка общих положений и принципов, а детальное раскрытие многих предписаний дается именно в Сунне. Одним из Основных Предписаний Аллаха (Велик ОН и Славен), является Приказ следовать Сунне Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Достаточно вспомнить айат: «И чтo дapoвaл вaм пocлaнник, тo бepитe, a чтo oн вaм зaпpeтил, oт тoгo yдepжитecь. …» (59: 7).
В одном из сообщений говорится, что между Абдуллахом б. Мас’удом (да будет доволен им 

_______________

46 Здесь речь идет о муджтахидах, которые могут различать открытые (Мухкам) сообщения в айатах Корана от скрытых (Муташабих), требующих разъяснения Сунной.

47 Хадис приведен у Тирмизи.

48 См. ниже главу «Нэсх».

70