Оглавление
66

Хадисы Мутаватир делятся на два вида: а) Словесный. б) Смысловой.

а) К Словесному виду относятся те хадисы, которые переданы разными передатчиками слово в слово. К примеру, хадис, переданный каким-либо Сахаба звучит: «Кто передаст заведомо ложный хадис ссылаясь на меня, пусть готовит себе место в Аду»! – Бухари; Муслим. Если же этот хадис передан слово в слово передатчиками следующих двух поколений, то подобный хадис называют Лафзы-уль-Мутаватир.
б) К Смысловому виду сообщений Мутаватир относят все хадисы, переданные подобным способом надежными передатчиками не слово в слово, а в смысловом значении.

Хадисы, полученные мусульманами путем Суннат-уль-Мутаватир являются для них приказом и руководством к действию. Отрицание подобных хадисов ведет к потере Веры.

2. Суннат-уль-Мешхур – это хадисы, переданные одним или двумя Сахабами, количество которых недостаточно для степени Таватюр, но количество передатчиков поколений Табиунов и Атбау-т-Табиунов соответствует этой степени

3. Суннат-уль-Ахад: Хадисы, переданные одним передатчиком. Эти Хадисы составляют большинство из общего количества дошедших до нас высказываний Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и используются при решении вопроса религиозного права как вспомогательный (предположительный) фактор, но не как решающий.

Ученые мазхабов Малики, Шафии, Ханбали

делят степень достоверности хадисов на два основных вида

1) Суннат-уль-Мутаватир и 2) Суннат-уль-Ахад. К хадисам «Ахад» они причисляют и те, которые в мазхабе Ханафи называются «Мешхур».
В этих мазхабах хадисы «Ахад» имеют три подвида: 

а) Гариб; б) Азиз; в) Мустафид. 

а) К разряду «Гариб» они относят хадисы, которые имеют в цепи передачи одного свидетеля. Причем, это может касаться только одного поколения или всех трех поколений (Сахаба, Табиины и Таби-у-т-Табиины).

б) К разряду «Азиз» относят хадисы, в цепи передатчиков которых в каждом поколении существуют по два свидетеля. Сюда же относятся и хадисы, которые имеют в цепи передатчиков хотя бы одного поколения всего двух свидетелей, хотя в остальных поколениях их может быть и больше двух.

в) К разряду «Мустафид» относят хадисы, переданные не менее тремя свидетелями каждого из трех первых поколений.
Методы использования хадисов разряда «Ахад» учеными Ахл
ю-с-Сунна валь-Джама’а:
Известно, что при толковании религиозного права с использованием сообщений различной степени достоверности, Муджтахиды использовали различные методы. Естественно, что это послужило образованию различных религиозно-правовых школ (мазхабов).
Ниже будут рассмотрены методы Муджтахидов 4-х сохранившихся до нашего времени мазхабов Ахл
ю-с-Сунна валь-Джама’а (Людей Сунны и Согласия). 

Но вначале мы предлагаем ознакомиться с некоторыми методами использования хадисов «Ахад» сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Метод Сахабов

После смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Сподвижники весьма осторожно относились к использованию его высказываний. Для установления достоверности хадисов применяли различные методы, в основе которых лежало тщательное исследование обстоятельств высказываний и изучение личности, передавшего это высказывание.

Некоторые из них использовали лишь те хадисы, которые были переданы не менее чем двумя передатчиками (рави). Например, так действовали хазрат Абу Бакр и хазрат Умар б. Хаттаб (да будет доволен ими Аллах).

В сообщении Ибн-и Шихаба от Кабиса б. Зубайра говорится о случае, когда к праведному халифу Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) пришла некая женщина, и, объяснив, что она является бабушкой умершего ныне покойного, попросила выделить для нее долю наследства. На это хазрат Абу Бакр сказал ей, что он в Книге Аллаха ничего об этом не нашел. К тому, же продолжил он, я не помню ничего об этом и в высказываниях Пророка (мир ему и благословение 

66