Оглавление
65

б) Второй вид, это когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха), увидев какие-либо действия, или услышав какое-либо высказывание, всем своим видом показывает, что относится к этому одобрительно.

Например: Лицемеры (Мунафыки) изводили Усаму б. Зэйда, измышляя всякие небылицы по поводу его происхождения. Причиной тому была черная кожа Усамы, в то время как отец его был светлокожим. Однажды, Усама вместе с отцом по случаю спали в мечети, укрывшись одним покрывалом, из-под которого торчали лишь их ноги. Один из знатоков распознания людей по стопам ног (кааиф), увидев их ноги, сказал: «Судя по всем признакам, эти ноги (несмотря на разный цвет кожи) принадлежат очень близким родственникам». Находившийся рядом Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выказал свое удовлетворение радостной улыбкой. Отсюда ученые делают вывод, что сличение стоп, является одним из способов распознания родственных связей.

Другой пример в рассказе Амра б. аль-Аса (да будет доволен им Аллах): «Однажды, в очень холодную ночь, когда я был направлен в поход «Зату-с-Сэлясиль», у меня случилось семяизвержение (ихтилам). Ввиду того, что я опасался за свою жизнь в случае совершения полного омовения, я сделал Тайаммум, и совершил утреннюю молитву с братьями, будучи их имамом. Вернувшись к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), они сообщили ему об этом. Посланник обратился ко мне со словами: «Амр! Ты, будучи без полного омовения, был у них имамом на молитве, не так ли»? На что я ответил: «Да, я, вспомнив айат суры Ниса: "Aллax xoчeт oблeгчить вaм; вeдь coздaн чeлoвeк cлaбым". (4: 28), совершил Тайаммум и встал имамом на молитве». Пророк Аллаха улыбнулся, и ничего не сказал». Улыбка Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в этом случае означала, что дозволено исполнять молитву с Тайаммумом (вместо полного омовения) в очень сильный холод, даже и при наличии воды.

И еще пример: После того, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объявил Салмана аль-Фариси и Абу-д-Дарда братьями (да будет доволен ими Аллах), Салман аль-Фариси посетил своего названного брата. Придя к нему в гости, он увидел жалкую картину: кругом царила неприкрытая бедность, а жена его Умму-д-Дарда была в удрученном состоянии и предстала перед ним в каких-то лохмотьях. На вопрос: «Что это с тобой»? Она ответила, что у ее мужа не осталось почти ничего, что могло бы связывать его с этим миром. В это время появился Абу-д-Дарда и поставил перед Салманом угощение со словами: «Ты ешь, а я сегодня попощусь». На что Салман ответил: «Если ты не будешь есть, то и я не буду». Абу-д-Дарда согласился, и они поели вместе. С наступлением глубокой ночи Абу-д-Дарда вознамерился совершить дополнительную молитву. Салман сказал ему: «Спи», и они легли спать. Через некоторое время Абу-д-Дарда опять вскочил с намерением исполнения дополнительной молитвы, и Салман опять сказал ему: «Спи» и они поспали. При наступлении времени утренней молитвы, Салман стал будить его: «А теперь вставай». Он встал, и они исполнили утреннюю молитву. Затем Салман аль-Фариси сказал своему названному брату: «Знай же, что у тебя существует много обязанностей и перед самим собой, и перед своим Господом, и перед своим гостем, и перед своей семьей. Ты должен удовлетворять права всех этих сторон». После этого они пришли к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказали все, как было. Пророк Аллаха сказал на это: «Салман поступил верно». Эти слова Пророка Аллаха служат подтверждением дозволенности всего сказанного Салманом своему названному брату.

Различия в определении степени достоверности хадисов по мазхабам

Ученые мазхаба Ханафи различают три степени достоверности хадисов:

1- Суннат-уль-Мутаватир. 2- Суннат-уль-Мешхур. 3- Суннат-уль-Ахад.

1. Суннат-уль-Мутаватир: Этот способ передачи хадисов исключает возможность подделки. Хадисы степени Мутаватир обычно передаются большим количеством Сподвижников через такое же большое количество ученых следующих двух поколений – Табиунов и Атбау-т-Табиунов. Только эти три поколения ученых достойны доверия в подлинности их ривайатов. Никакие другие поколения ученых не могут обладать этой степенью достоверности при передаче согласованных хадисов.

Для определения достоверности в степени Таватюр нет необходимости определенного количества передатчиков – 10 или 5 человек. Если разум подсказывает, что передатчики хадисов этих поколений никак не могут объединиться в какой-либо подделке, то ривайат обладает достоверностью в степени Мутаватир.

65