Оглавление
60

работам имама относятся: "Минхадж-ут-Талибин" и "Умдат-уль-Муфтин". Более того, несмотря на существование у него работы по фикху - "Равда", ученые шафииты отдают предпочтение "Минхаджу" и считают эту работу имама основной книгой мазхаба. При написании этой книги имам ан-Навави опирался на произведение "Аль-Мухаррар" Абу-ль-Касыма ар-Рафии.41

Шейх Закариййа аль-Ансари42 сократил книгу "Минхадж-ут-Талибин" и назвал этот сокращенный вариант "Аль-Мэххадж". "Минхадж" имела много комментаторов, наиболее ценной считается произведение имама Ибн-и Хаджара аль-Макки43 "Тухфат-уль-Мухтадж" в четырех томах.
Таким образом, современные фетвы мазхаба должны опираться на положения фикха, указанные в книге комментариев имама ан-Навави "Минхадж-ут-Талибин"; на комментарии к этой книге имама ар-Рэмли44 "Нихайат-уль-Мухтадж"; на книгу Ибн-и Хаджара аль-Макки "Тухфат-уль-Мухтадж" и на работы Шейха Закариййа аль-Ансари, да будет милостив к ним ко всем Аллах.

3) В мазхабе Шафии различают два вида Сунны в молитве: а) Эб’аз, б) Хэйет. 

При пропуске одного из положений Эб’аза, возникает необходимость совершения двух дополнительных земных поклонов (Суджуд ас-Сахв).
а) Эб’аз состоит из следующих положений: Ташаххуд, Сидение в Ташаххуде, Салават в первом Ташаххуде, Сидение в конечном Ташаххуде, Салават в конечном Ташаххуде, Чтение Дуа «Кунут» в Утренней молитве, Салават после Дуа. 

б) Хэйет – сюда входят до сорока положений Сунны. При пропуске Хэйета (например, тасбихов), Суджуд ас-Сахв не совершается. (IFA, II: 10).
Хвала Аллаху Господу миров! 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ОСНОВАМ ФИКХА (УСУЛЮ-ЛЬ-ФИКХ)

СОСТАВЛЕННЫЕ В СООТВЕТСВИИ С ИДЖТИХАДОМ ИМАМА АШ-ШАФИИ

(так называемый «Метод Мутакаллимов»):

Нижеследующие книги являются основополагающими произведениями по Основам Фикха, составленные по методу мутакаллимов:

«Аль-Умда» – Кады Абд-уль-Джаббара аль-Мутазили (ум. 415/1024).
«Аль-Му’тамад» – Комментарии к «Аль-Умда» Абу-ль-Хасана аль-Басри аль-Мутазили (ум. 463/1071).
«Аль-Бурхан» –
Имам-уль-Харамейна Абд-уль-Малика б. М. б. Абдуллаха аль-Джувайни (ум. 478/1085).
«Аль-Мустасфа» – Абу Хамида Мухаммада аль-Газали (ум. 505/1111).
После имама аль-Газали появлялись и другие книги по Основам Фикха, но они составлялись уже из вышеуказанных произведений.  

_______________

41 Имам ар-Рафии - Абд-уль-Карим б. Мухаммад б. Абд-уль-Карим (Абу-ль-Касым аль-Казвини; 555/1160-623/1226). Один из самых именитых ученых по тафсиру, хадисам и фикху мазхаба Шафии, да будет милостив к нему Аллах. Имам ар-Рафии является автором книги "Аль-Мухаррар" – произведения по фикху мазхаба Шафии, по своей значительности не имевшая аналогов среди подобных работ, написанных до него. (IAA, IX: 229-232).

42 Закариййа аль-Ансари - Закариййа б. Мухаммад б. Ахмад б. Закариййа (Абу Йахйа; Зайн-уд-Дин; 826/1423-926/1520). Один из крупных ученых по фикху мазхаба Шафии и известный праведник (аулийа).
Среди его работ по разным религиозным наукам наиболее известны: 1- "Шарху Мухтасару-ль-Музени". 2- "Хашийатун аляа Тафсир-иль-Бэйдави". 3- Ад-Дюрар-ус-саниййа". (IAA, XV: 101-106). 

43 Ибн-и Хаджар аль-Макки - Ахмад б. Мухаммад б. Мухаммад б. Али б. Мухаммад б. Хаджар аль-Хэйтеми (Абу-ль-Аббас; Шихабуддин; Имам-уль-Харамэйн; 899/1494-974/1566). Выдающийся ученый Ислама. Его произведение "Тухфат-уль-Мухтадж" - комментарии к книге "Минхадж" имама ан-Навави, является в последние столетия самым ценным произведением мазхаба Шафии и до сих пор не имеет аналогов. (IAA, XIV: 104-106).

44 Ар-Ремли аш-Шафии - Ахмад б. Хусайн б. Хасан б. Али б. Йусуф б. Али б. Раслан аль-Макдиси (Абу-ль-Аббас; Шихабуддин; Ибн-и Раслан; 773/1371-844/1440). Ученый по фикху мазхаба Шафии и аулийа. Родился в Палестине в селе Рэмли и умер 14-го Ша'бана в Иерусалиме (Кудус). Шихабуддин ар-Рэмли является автором произведений по многим отраслям религиозных наук. Наиболее известные среди них: «Шарху Минхадж-иль-вусуль иляа Ильм-иль-усуль лиль-Бэйдави», «Шарху Сахих-иль-Бухари», «Шарх-ус-Сунан-и Абу Давуд», «Табакат-уш-Шафиййа», «Мухтасар-ур-Равда», «Мухтасар-уль-Минхадж». (IAA, XII: 376-379).

60