Оглавление
59

другие. Он был первым имамом в Египте, под диктовку которого переписывали хадисы в мечети "Ибн-и Толум Джамии". Про него Имам аш-Шафии говорил: "Никто не помог мне столько, как он". После смерти Имама аш-Шафии, к нему обращались более 200 человек за получением знаний по шафиитскому мазхабу. Когда появляются какие-либо противоречия в книгах мазхаба, то предпочтение отдают книгам Абу Мухаммада. (IAA, III: 287).

4. ХАРМАЛА б. ЙАХЙА б. ХАРМАЛА (ум. 266 г.х.).

Был передатчиком книг Имама аш-Шафии, не упомянутых имамом Рэби б. Сулейманом. Его перу принадлежат: "Китаб-уш-Шурут" – в трех томах, "Китаб-ус-Сунан" – в 10 томах, "Китаб-ун-Никях" и "Китабу-ль-Элвани-ль-Ибиль ва-ль-Ганам ва Сыфатуха ва Эснануха". (IFA, I: 32).

5. МУХАММАД Б. АБДУЛЛАХ Б. АБД-УЛ-ХАКИМ (ум. 268 г.х.).

Поначалу учился у Имама Малика б. Анаса. Затем долгое время учился у Имама аш-Шафии и был одним из его любимцев. Египетские ученые ценили его очень высоко. Но, впоследствии, он все же оставил этот мазхаб и вновь стал следовать мазхабу своего первого учителя – Имама Малика б. Анаса, да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля. (IFA, I: 32).
Некоторые термины, принятые в мазхабе Шафии:

1. "Аквал" – Мнение Имама аш-Шафии.

2. "Эвджух" – Мнения ученых – шафиитов, обоснованные правилами,
установленными Имамом аш-Шафии.

3. "Турук" – Разногласия передатчиков сообщений (Рави) по толкованию правил мазхаба.39

4. "Ад-Джадид" – Слова Имама аш-Шафии, высказанные им в виде фетв, когда он находился в Египте. Передатчиками этих сообщений были: аль-Бувэйти, аль-Музени, ар-Рэби, аль-Муради, Хармала, Йунус б. Абд-ул-А'ла, Абдуллах б. Зубайр аль-Макки, Мухаммад б. Абдуллах б. аль-Хаким и другие. Предпочтение отдается сообщениям первых трех имамов. Остальные имамы передавали сообщения в строго ограниченных пределах. 

5. "Аль-Кадым" – Высказывания Имама аш-Шафии в Ираке в виде фетв, или его сообщения, классифицированные в книге "Аль-Худжа". Передатчиков этих сообщений было много. Наиболее известные среди них имамы: Ахмад б. Ханбал, аз-За'ферани, аль-Керабиси и Абу Сэври. Имам аш-Шафии впоследствии от этих своих высказываний отказался и запретил давать фетвы по этим сообщениям. Соратники Имама дали фетвы по этим сообщениям приблизительно по 17-ти вопросам.
Высказывания Имама аш-Шафии между периодами нахождения его в Египте и Ираке относятся: Ранние – к разряду "аль-Кадым". Поздние – к "аль-Джедид".

Если по какому-либо вопросу существуют сообщения и "Кадым" и "Джадид", то действуют по сообщению "Джадид". Однако существуют фетвы по 17-ти вопросам, которые даны на основе сообщений "Кадым".

6. "Къавль-ад-Джадид" – Два различных мнения Имама аш-Шафии на проблему разряда "Джедид". Если есть возможность различить эти два мнения по времени высказывания, то действуют по более позднему высказыванию Имама. Если различить невозможно, и Имам действовал по одному из этих сообщений, то другое сообщение не принимается во внимание

7. "Киле" – Термин указывает на то, что сообщение имеет слабое подтверждение (Заиф).

8. "Шейхан" – При указании этого термина в тексте, подразумевается мнение имамов ар-Рафии и ан-Навави.
Основные Правила, принятые в мазхабе Шафии:

1) При наличии двух разных мнений Имама аш-Шафии по какому-либо вопросу, муфтий в своих фетвах должен придерживаться иджтихада первого поколения ученых мазхаба. То есть, опираться на сообщения имамов аль-Бувэйти, Аль-Музени, аль-Муради, переданных ими от Имама аш-Шафии.

2) Среди ученых последующих поколений самым надежным комментатором трудов ранних ученых мазхаба считается имам ан-Навави,40 да будет милостив к нему Аллах. К таким 

_______________

39 Более подробно об этих положениях можно узнать из книги Имама ан-Навави "Минхадж-ут-Талибин".

40 Имам ан-Навави – Йахйа б. Шараф (Абу Закариййа; Мухйиддин; 631/1233-676/1277). Один из крупнейших ученых мазхаба Шафии. Несмотря на свою непродолжительную жизнь, Имам ан-Навави написал много ценных произведений, в которых представил упорядоченные знания по мазхабу Шафии. Его перу принадлежат

59