Оглавление
27

"Ученые по фикху разделены на 7 уровней:

1 – На самой высокой ступени стоят ученые - основатели мазхабов, называемые МУТЛАК МУДЖТАХИД (еще их называют "МУДЖТАХИД ФИ-Ш-ШАР"). Среди них Имамы Абу Ханифа, Малик бин Анас, аш-Шафи'и, Ахмад бин Ханбал (да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля), - основатели (эпонимы) сохранившихся до нашего времени богословско-правовых школ Приверженцев Сунны. Эти четыре Имама являются истинными наследниками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) согласно хадису: "…Ученые - наследники Пророков".

2 – Ученые, совершающие такой же обширный иджтихад, но в рамках, установленных основателями мазхабов. Они называются МУДЖТАХИД ФИЛЬ-МАЗХАБ. Например, такие имамы, как Абу Йусуф (113/731-182/798), М. аш-Шэйбани (135/752-189/805), Абу Хамид аль-Газали (450/1058-505/1111), ар-Раббани (ум. 1034/1624)

3 – Ученые, совершающие иджтихад по определенным вопросам (не освещенным ранее), не выходя за рамки установленных правил своего мазхаба. Их называют МУДЖТАХИД ФИ-Л-МАСАИЛ. Например, ат-Тахави (238/853-321/933; Египет), аль-Хассаф Ахмад бин 'Умар (ум. в 261/874 г. в Багдаде), Абдуллах б. Хусайн Кэрхи (260/873-340/952), аль-Халвани (ум. в 456/1064 в Бухаре), Аль-Паздави (400/1009-482/1089), Ас-Сэрахси (400/1010-483/1090), Кады Хан (ум. 592/1196) и др.

4 – Ученые, комментирующие книги муджтахидов. Их называют АСХАБ АТ-ТАХРИДЖ. Например, Абу Бакр ар-Рази аль-Джассаз (Ахмад бин Али; 305/917-370/980). 

5 – Ученые этой категории комментируют какую-либо определенную тему из книг муджтахидов своего мазхаба. Их называют АРБАБ АТ-ТАРДЖИХ. Например, автор книги "Хидаййа", Бурхан ад-Дин аль-Маргинани (ум. 593/1197 г.)

6 – Ученые этой группы, называемые МУКАЛЛИД, систематизируют сведения, касающиеся отдельной темы, располагая их в своих книгах в порядке значимости. Они способны различать степень достоверности исследуемого материала, и поэтому все сведения в их книгах верны. К таким ученым относятся: автор книги "Канз-уд-дакаик" ан-Насафи (ум. в 710/1310. Багдад); автор книг "Мухтар", "Ихтийар" Абд-ул-Лах бин Махмуд (599/1202-683/1285) и др.

7 – На седьмом уровне находятся мусульмане, которые различают достоверные знания, переданные Приверженцами Сунны, от так называемых "знаний", заключающих в себе недозволенные новшества – бида'. Хорошо понимают прочитанное ими в книгах по фикху, и правильно передают эти знания другим мусульманам". (Конец цитаты).

АльхамдулильЛяхи Раббиль алемиин! - Хвала Аллаху Господу миров! 

УЧЕНЫЕ – ПРИВЕРЖЕНЦЫ СУННЫ – ОПОРА ИСЛАМА

Люди, не понимающие какое важное место занимают ученые Ислама в деле распространения Предписаний Аллаха (Велик Он и Славен) и Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорят: "Нет необходимости в каких-либо ученых, когда имеется возможность непосредственного обращения к самому Благородному Корану". Видно такие люди не задумываются хотя бы над тем, что если бы так просто было понять значения айатов Корана, то не было бы необходимости в Пророках и Посланниках. Не понимают они, что высказывания Посланника, - это и есть толкование Корана. А труды истинных ученых, в свою очередь, разъясняют это толкование. Не каждый знаток арабского языка может стать ученым. Когда мусульмане говорят "ученый Ислама", они подразумевают человека, обладающего огромной эрудицией (широким спектром знаний по всем наукам Ислама), что позволяет ему толковать айаты Корана. 

Естественно, что этот человек не просто "кладезь наук", а, прежде всего, благочестивый мусульманин очень высокого интеллектуального уровня, вероучение которого соответствует вероучению Приверженцев Сунны (Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а). Такой ученый знает весь Коран не только наизусть, но и много других тонкостей. К примеру, когда и где был ниспослан каждый айат и по какому случаю. Кроме этого, ученый знает, какое толкование этому айату Корана дал Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также знает всю цепочку передатчиков этого высказывания и комментарии к этим хадисам ученых первых трех поколений. 

27