Оглавление
16

В переводе смысла айата 115 суры «Ниса» сказано: «A если кто откaзывaeтcя oт пocлaнникa пocлe тoгo, кaк cтaл eмy яceн пpямoй пyть, и oн cлeдyeт нe пo пyти вepyющиx, Mы oбpaтим eгo к тoмy, к чeмy oн caм oбpaтилcя, и cпaлим eгo в гeeннe. Cквepнo этo пpиcтaнищe!» (4: 115).
Хадисы об основателях 4-х мазхабов Суннитов приведены в книге "Асхаб-и Кирам"- Ахмада аль-Фаруки ас-Сарханди (ум. 1034 г.х./1624 г.). Основатели этих школ, как было уже сказано, ученые самой высокой категории. А в известном сборнике "аль-Джами' ас-Сахих" Имама аль-Бухари приведен хадис: "…Ученые – наследники пророков!".

Современным мусульманам, неискушенным в тонкостях многочисленных, взаимодополняющих наук вероучения и религиозного права, невозможно постигнуть путь Посланника (мир ему и благословение Аллаха) без чтения книг ученых. Если учесть, что в Исламе существуют 20 основных и 80 вспомогательных наук (о них см. ниже), то становится совершенно ясно, что самостоятельно освоить из океана знаний хотя бы самое необходимое – практически невозможно! Этим багажом знаний в полном объеме обладали только Мутлак Муджтахиды - основатели школ Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а и их ученики. В книгах мазхабов ученые разных уровней своими комментариями и разъяснениями довели эти сложные знания до уровня понимания их обычными мусульманами.

Напрашивается вывод: - Получать знания возможно лишь путем изучения книг ученых суннитов - последователей 4-х богословско-правовых школ.

Так как: -
Следовать Одному из 4-х мазхабов Приверженцев Сунны, -
Значит - следовать Пути, указанному Посланником Мухаммадом,
мир ему и благословение Аллаха!
И, стало быть, –
следовать Предписаниям Корана и Сунны Наилучшим Образом!!!

Ученые Ислама о мазхабах

Ученые, передававшие знания каждому мазхабу от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), были истинными последователями Корана и приверженцами Сунны, так как получали знания по непрерывной цепи передатчиков. 

Один из крупнейших ученых Египта 16-го столетия Имам аш-Ша'рани (898/1493-973/1565) в своей книге "Мизан-уль-Кубра", разьясняющей знания по фикху 4-х мазхабов, пишет: "Существующие на сегодняшний день 4 школы (мазхабы) и существовавшие в прошлом, но забытые со временем мазхабы Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, верны и истинны. Преимуществ друг перед другом не имеют, так как взяты из одного и того же источника. Во всех школах есть предписания разной степени сложности. Если последователь, имеющий возможность исполнять более сложные предписания своей школы, ищет легкие пути в других мазхабах, то он принимает опасное решение. Использовать более легкие пути остальных 3-х мазхабов в исполнении некоторых поклонений, имеет право лишь тот, кто физически не может действовать по фетвам своей школы ввиду болезни или других уважительных причин. В противном случае, верующий, не придавший значения решениям своего мазхаба, рискует отойти от Последователей Сунны, а значит, и сбиться с Пути Спасения. Использование же в отдельных поклонениях более сложных форм исполнения, указанных в других мазхабах, говорит о духовном росте мусульманина. Но для этого необходимы знания по всем школам. Действовать по собственному разумению, не придавая значения указаниям основателей мазхабов, очень опасно. В сравнении со знаниями этих великих Имамов – Муджтахидов самого высшего разряда, знания других мусульман – Ничто!"

А вот мнение известного ученого 17-го столетия, жившего в Сирии, Исма'ила бин Абд-уль-Гьани ан-Наблуси (ум. в 1062/1652) В своем 12-ти томном произведении "аш-Шарх ад-Дурар" он пишет: "Мусульманин не обязан следовать только одному мазхабу. Он может (в случае затруднений) исполнять отдельные предписания и по другой школе. Однако при этом должен соблюсти все условия этого мазхаба в исполняемом поклонении. При исполнении разных предписаний, не связанных друг с другом, у мусульманина есть право выбора любой из 4-х школ Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а" (если исполнение данного поклонения затруднено по правилам своей школы).

Другой крупнейший ученый 19-го столетия из Сирии Ибн-и Абидин ад-Димашки (ум. в 1252/1836) в своей книге "Рэдду'ль-Мухтар…" пишет по этому поводу следующее: "Совершать 

16