Оглавление
14

численность мазхабов стала уменьшаться. Последователи большинства школ начинали следовать мазхабам, в которых различные ветви основных религиозных наук были наиболее изучены и систематизированы, а для их познания использовалась более совершенная методика. В конце концов весь накопленный опыт извлечения знаний из первоисточников сконцентрировался в 4-х богословско-правовых школах (мазхабах), сохранившихся до нашего времени.

Мазхаб ХАНАФИ был основан Имамом А'замом Абу Ханифа (ан-Ну'ман бин Сабит, 80/699–150/767 г.г. Хиджры). Здесь слово "Ханиф" обозначает – "Правильно верящий", "Знающий" мусульманин. А сочетание "Абу Ханифа" в данном случае означает – "Отец мусульман с правильной верой".

Основателем мазхаба МАЛИКИ был имам Малик бин Анас, живший в 90 – 179 г.г. Хиджры.

Основателем мазхаба ШАФИИ был имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафи'и, (150/767-204/820). Имам взял имя "аш-Шафи'и" в память о своем прадеде, который удостоился чести быть Сподвижником Пророка (мир ему и благословение Аллаха). 

И четвертый мазхаб - ХАНБАЛИ. Эта школа образовалась на основе иджтихада имама Ахмад бин Ханбала (164–241 г.г. Хиджры). 

Эти четыре имама были учеными из высшего разряда муджтахидов – МУТЛАК МУДЖТАХИДЫ (или Муджтахид-уль-Мустакиль).

ПРИВЕРЖЕНЦЫ СУННЫ следуют предписаниям Аллаха, указанным в Благородном Коране и Сунне. Сунна, это высказывания и образ жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). На сегодняшний день подавляющее большинство суннитов (более 80%) являются последователями 4-х богословско-правовых ШКОЛ (МАЗХАБОВ), основанных на иджтихаде ученых высшего ранга, получивших знания непосредственно от СПОДВИЖНИКОВ (САХАБОВ; АСХАБОВ) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), или от их учеников (ТАБИ'УНОВ). Основы веры ученых 4-х мазхабов едины. Существуют различия в понимании лишь некоторых второстепенных вопросов вероучения. Разделение на четыре школы-мазхаба произошло в результате различного метода понимания муджтахидами айатов и хадисов, касающися способов поклонений. Именно об этом разномнении Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Разномнение в иджтихадах алимов – благость Аллаха» [Байхаки]. 

Почему произошло разделение уммы

После смерти всех Сподвижников Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) среди вновь принявших ислам стали появляться люди, неверно толкующие Священное Писание. Обычно, это были малообразованные люди, не имеющие представления о сложности иджтихада, переоценившие свои возможности. Ошибочное толкование айатов Священного Корана и неправильное понимание Сунны, стали причиной потери ими верного пути. 

Некоторые "ученые", считавшие, что достигли уровня иджтихада, стали толковать айаты и хадисы в соответствии с собственным пониманием их смысла, что противоречило знаниям (согласованным толкованиям), полученным от Праведных Предков (ас-Салаф ас-Салихин). Некоторые из таких "ученых" обвиняли отдельных Сподвижников и их учеников – Таби’унов в неправильном понимании религии. В результате неверного подхода к толкованию Источников религиозных знаний, они сошли с Истинного Пути и исключили себя из рядов Приверженцев Сунны. Их стали называть: "Идущие Другим Путем"; "Не Последователи" (ГАЙР-И МУКАЛЛИДИН). Они не последовали тем знаниям, которые получили Сподвижники от самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и передали следующему поколению мусульман. Группы людей, сбившихся с пути, не стали кяфирами, но причинили распространению Ислама гораздо больше вреда, чем неверующие. Между этими группировками постоянно шли междоусобные войны, часто перераставшие в войну против Приверженцев Сунны. Поэтому, говоря об Исламе, о мусульманах, нельзя смешивать общины, использующие в поклонениях НЕДОЗВОЛЕННЫЕ НОВШЕСТВА – БИДА', с Суннитами, последователями вышеуказанных 4-х религиозно-правовых школ.

Следуя богословско-правовым решениям одного из мазхабов, Сунниты считают остальные 3 мазхаба также верными, истинными. Между мазхабами существуют прочные связи и на уровне ученых, и в среде простых мусульман. Некоторые различия в понимании отдельных богословских вопросов и способов поклонений, не мешают им с любовью относиться друг к 

14